23.06.2016

Подъем боевого самолета из Угры

   В январе 2016 года поисковым объединением «Военный историк» был поставлен вопрос о необходимости идентификации боевого самолета, фрагменты которого находились в реке Угре, ниже Юхнова.

   Требовалось разрешение национального парка «Угра» для проведения поисковой разведки, использования металлоискателя и акваланга. Основная задача заключалась в размывании скрывающих останки самолета донных отложений. Согласование такого рода работ – раскопочных – является прерогативой федерального Министерства природных ресурсов и экологии, и заявители были переадресованы в Москву.
    Принципиальное согласие министерства поисковики предъявили в конце апреля, и администрация парка получила право рассмотреть вопрос по существу.
   Идентификация боевой машины и экипажа на тот момент уже состоялась посредством опроса местных жителей. Двухмоторный бомбардировщик Ер-2, будучи подбит, спикировал в реку. Произошло это осенью 1941 г. Трое членов экипажа были похоронены жителями близлежащей деревни, останки четвертого остаются разбросанными на дне. Один из погибших носил редкую фамилию – Окуст. Ориентируясь на нее, поисковики быстро выявили в интернет-источниках документы об этом боевом вылете.
    Тем не менее, администрация губернатора настаивала на проведении раскопок в русле Угры, как общественной акции, активизирующей историческую память граждан. Что и для национального парка является профильной задачей (использование памятных мест, оборонительных укреплений Великой Отечественной войны в качестве экскурсионных объектов освещено на сайте www.parkugra.ru в видеолекциях).
   Между парком и объединением «Военный историк» было заключено официальное соглашение, согласно которому стороны обязались совместно планировать содержание каждого полевого выезда. По предложению парка, поисковики привлекли к работам геофизическую станцию Московского государственного университета, расположенную в том же Юхновском районе. Благодаря геофизикам удалось установить разброс останков самолета в русле (более 300 м, при ширине реки 70 м) и наиболее перспективные точки поиска. Для оценки экологического риска – влияния поднимаемой при раскопках взвеси на речных обитателей – была инициирована встреча со специалистами Росприроднадзора, Главрыбвода, регионального Минприроды, состоявшаяся в администрации губернатора.    
     Наконец, в период 16-22 июня «Военный историк» провел очередную экспедицию. На берег были подняты некоторые фрагменты самолета. Несмотря на сильные, доходящие до бесформенности повреждения, это – подлинные части боевой машины, защищавшей небо над нашей Угрой. По закону, с территории национальных парков запрещен вывоз предметов, имеющих историко-культурное значение. Экспонирование этой и других реликвий в настоящее время осуществляют лесничества национального парка, в перспективе должен быть построен музейный павильон.

Александр Коваленко,
старший научный сотрудник