03.06.2017

В нацпарке «Угра» начался летний сезон

С началом летнего сезона любители отдыха на природе потянулись к берегам рек, на прогулки в лес. И естественно, что это самая жаркая пора для инспекторов национального парка «Угра». Им уже с начала мая каждый день приходится совершать многокилометровые марш-броски, чтобы проконтролировать, соблюдают ли отдыхающие правила поведения на особо охраняемых территориях – останавливаются ли на оборудованных стоянках, правильно ли обращаются с огнем, соблюдают ли правила рыбной ловли.

— На участке, который мы контролируем, 11 деревень, — рассказывает по пути старший инспектор группы «Центр» Александр Которев. – Это несколько десятков километров. Пока народу точно будет не очень много, потому что весна выдалась холодной. Но любители порыбачить и просто отдохнуть на свежем воздухе все-таки наверняка есть.

Вместе с Александром его напарник Сергей Тихонов. Вдвоем (корреспондент не в счет) им придется, возможно, вступать в острую дискуссию с отдыхающими. Маршрут начали на границе парка неподалеку от деревни Дворцы.

Подъехав на служебном «Патриоте» к реке по ухабистому проселку к берегу, инспекторы тут же наткнулись на разбитый на высоком берегу лагерь. Первое впечатление: была веселая ночь. Палатка наглухо закрыта, вокруг погасшего кострища разбросан разнообразный мусор и в довольно большом количестве. Здесь и полиэтиленовые пакеты, оберточная бумага, бутылки из-под водки и пива. Понятно, почему обитатели палатки довольно долго не откликались на призыв инспекторов познакомиться. Потом оттуда медленно и несколько неуверенно выбрались два молодых человека, явно удивленные, что их кто-то потревожил. Впрочем, они мирно и виновато выслушали замечания инспекторов по поводу грязи вокруг лагеря. Еще большее удивление вызвали известие о том, что они должны были получить разрешение на посещение парка. Пока инспекторы лояльно относятся к таким нарушениям. Они просто выдали ребятам красочный бланк разрешения, предупредив, что на обратном пути заглянут к ним и проверят, убрали ли они мусор. Забегая вперед, скажем: парней, когда возвращались, не обнаружили, но мусор они все же убрали.

— Это относительно мирные отдыхающие, — рассказывает Сергей Тихонов. – Бывает народ и посложнее. Как в воду глядел. Через несколько километров, уже заехав за Товарково, натыкаемся на более многочисленную группу. И здесь нарушение: слишком близко от воды разбит лагерь, хотя рядом оборудованная стоянка. Костер развели с нарушением, на грунте. Надо, чтобы был мангал, чтобы не нарушался поверхностный слой почвы. Разрешения вновь нет, за въезд в парк не заплатили. Ну и пришлось корректно общаться с одним из туристов, бывшим уже в хорошем подпитии и пытавшимся решить вопрос, что называется «полюбовно».  

— Такие посетители обычно бывают на грани спокойствия и буйства, — делится опытом Александр. – Это еще ничего. Случается, сразу идут в атаку.

На обратном пути застали еще одну группу, остановившуюся на запрещенном для палаточного лагеря месте.

Еще через пару километров вновь нарушение. На этот раз гости из столицы. Въедливые и очень дотошные. Нарушения практически те же.

Молодые люди очень удивились, что, видимо, когда они вернутся в Москву, им придет извещение о штрафе. Поэтому, когда инспекторы составляли протокол, попросили разрешение сфотографировать номер машины. Им позволили – имеют право. В подарок туристам оставили разрешение на пребывание в нацпарке, предупредив, что местный инспектор к ним тоже наведается проверить, устранено ли нарушение, и взять плату за пребывание.

— Проверяйте у сборщика денег документы. И требуйте свидетельство об оплате. Это красивый билет с символами нацпрака и государственной печатью.

Случается, что под видом инспекторов мошенники обирают отдыхающих, пояснил Которев.

Так за восемь часов мы проехали весь участок, подконтрольный Котореву и Тихонову. Заехали в несколько деревень, где инспекторы проверили у строящихся дачников документы, разрешающие строительство.

— С этим тоже строго. Многие не знают, что должны получать кроме местных разрешающих документов еще и разрешение федерального минприроды на строительство домов, — объяснили инспекторы. – Были случаи, когда приходилось заставлять разбирать уже возведенные дома. А это труд и большие деньги. Не хочется, чтобы люди их терялии. Так что пусть знают заранее, что им нужно, и что их ждет, если допустят нарушение.

Уже возвращаясь, заехали на пустующую стоянку, оборудованную сотрудниками нацпарка. Увы, она оказалась разорена.

Восстанавливать придется на средства парка, а денег-то в кошельке не очень много, сетует Которев.  Это к вопросу, который не так давно очень болезненно дискутировался в соцсетях, за что национальные парки берут плату с посетителей. Вот за это – чтобы чисто было, чтобы туристам комфортно отдыхалось на просторах родной природы, которую кто-то же должен охранять.