08.02.2018

Акция «Письма животным»

Межрегиональный эколого-просветительский проект «Письма животным»

Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела реализует проект «Письма животным

В ходе проекта организуется переписка детей с интересующими их животными. Лучшие письма по итогам отбора включаются в специальное издание книги «Здравствуй, соболь, как живешь?».

Цель проекта: формирование бережного отношения к природе и окружающему миру, вклад в поддержку и сохранение биоразнообразия, представления о важности роли ООПТ в сохранении природы как «дома» животных.

Проект «Письма животным» является игровым, и в то же время, в его основе – научные понятия, примеры, взятые из учебников по основам экологии, позволяет объяснить детям достаточно сложные понятия в доступной для них форме.

Сроки:

Август 2018 – подведение итогов на региональном уровне, отбор лучших писем

Сентябрь-декабрь – подведение межрегиональных итогов, тиражирование книги, итоговое награждение

Подготовительный этап

Внедрение проекта

  • Анализ учебных программ, поиск ниши для проекта

Например в рамках проекта можно раскрыть ряд тем предмета «Окружающий мир». Педагоги по изобразительной деятельности могут помочь создать портрет животного.

  • Организация экскурсий в национальный парк, в визит-центр национального парка

Основной этап

Организация переписки с животными

На этом этапе дети составляют письма животным, рисуют, читают о них рассказы, рассматривают географические карты и атласы.

Как оформить конверт и составить адрес?

Конверты для писем дети могут сделать самостоятельно или вместе со взрослым. В правом верхнем углу на лицевой стороне конверта дети рисуют марку с изображением животного-адресата. Организатор проекта поясняет, что без марки письмо не дойдет до места назначения. При выполнении портрета педагог обращает внимание детей на особые приметы животного.

Чтобы письмо попало к животному, на конверте необходимо написать адрес. У каждого животного есть своя «страна» (географическая зона) и своя «квартира», следовательно, можно считать, что есть и адрес. В учебниках по экологии часто проводят аналогию между понятием «местообитание» и адресом. Воспользовавшись этим, предложим детям составить адрес животного. Это задание помогает сформировать у ребят первоначальные представления о местах обитания животных и о том, где они распространены (говоря научным языком, об их географическом ареале — области распространения). Адрес нужно писать, как и на настоящем конверте, с лицевой стороны. Дети старшего возраста могут составить адрес самостоятельно после соответствующих объяснений сотрудника ООПТ или педагога и при его поддержке. Самые младшие могут просто нарисовать на конверте лес, море, реку (или наклеить соответствующие картинки).

Обратите внимание ребят на то, что письмо с неправильным адресом будет долго искать получателя. Ответ в этом случае придет не скоро, а может быть, почтальон вообще не сможет его доставить. Для того чтобы письмо выглядело как настоящее (особенно, если ребенок хочет получить от животного ответ), можно указать на конверте свой домашний адрес, адрес школы, детского сада или заповедника, национального парка.

При составлении адреса животного возникает вопрос о его «имени» и «фамилии». Используйте этот момент для знакомства детей с основами классификации животных (имя — вид, фамилия — род, семья — семейство). Каждый ребенок должен правильно назвать животное. Опыт показывает, что многие дети хотят дать животным еще и дополни- тельные имена. Нередко они называют животных именами людей, напри- мер хомяк Раиса. Не препятствуйте этому, так как такой подход усиливает личностное восприятие животного, обращение к нему, как равному. Своему животному писать еще приятнее. Но подчеркните, что одного человеческого имени недостаточно! А вот в работе с малышами можно ограничиться и такими именами.

Куда: Местообитание животного

Кому: имя — вид, фамилия — род

Марка: портрет животного

Как составить анкету?

Объясните детям, что анкета составляется для того, чтобы животные «убедились»: ребята о них кое-что знают. К тому же она поможет почтальону быстрее найти получателя. Анкета включает ряд пунктов, каждый из которых формирует у ребенка первые представление о том или ином экологическом понятии. (Сами термины не употребляются.) Заполнение анкеты позволяет также проверить и закрепить знания о животных.

Анкета животного

Пункты анкеты

Содержание понятий

Профессия животного

Частичное представление об экологической нише — «профессии» животного, его роли в при- роде. Например: хищник, травоядный (дети могут написать «ест других зверей, птиц, питается травой»)

Особые приметы

Эти сведения формируют у ребенка представление о том, что у каждого животного есть свои приспособления к окружающей среде, об их отличительных признаках. Например: рысь — острые втяжные когти, ходит бесшумно, умеет лазить по деревьям, на ушах кисточки.

«Одежда»

Описывается характер кожного (перьевого, волосяного и т.п.) покрова как один из приспособительных признаков животных для безопасной жизни в своей окружающей среде, например: перья, шерсть, мех, их окраска. Пример: одежда зайца — белый (серый) мех — зависит от сезона года.

Враги

Взаимоотношения живых организмов, в том числе типа «хищник — жертва», враги зайца — волк, лиса, бродячие собаки, человек. Взаимоотношения человека и животных (многие дети указывают, что человек — враг того или иного животного)

Ответы от животных

Ответы будут оформляться сотрудниками парка, либо волонтерами (студентами калужских ВУЗов)

Заключительный этап

Обсуждение писем и ответов от животных

На заключительном этапе работы по проекту можно провести разнообразные игры. Главное, чтобы они так или иначе были связаны с животными, которых выбирали дети для переписки, и способствовали актуализации знаний, формировали у ребят бережное отношение к окружающему миру.

Всем участникам будут награждены грамотами

Желающим, принять участие в проекте могут быть высланы методические рекомендации.